Рома (rork) wrote,
Рома
rork

Хоббит, или Туда -->

Тот апрельский день выдался особенно теплым. Ярко светило солнце: скупая на хорошее настроение британская природа решила взять реванш у затянувшейся зимы.
Но профессору было не до променада перед ужином. Он все еще не закончил проверять экзаменационные работы у своих студентов, и это его тяготило. Всем известно, что это занятие из числа самых скучных, да и студенты давно не радовали мистера Толкина. Ох уж это потерянное поколение… Профессор взял следующий лист – и нате вам пожалуйста! – он был совершенно чист. Задумавшись на какое-то время, Джон Рональд Руэл Толкин вдруг, неожиданно даже для самого себя, вывел на белой глади бумаги: «Жил-был в норе под землей хоббит…».


Так, ну, или примерно так началась история этого захватывающего приключения. В истории литературы найдется немного событий, оказавших на нее такое влияние, как путешествие этих маленьких, но отчаянно храбрых парней в пасть к огнедышащему дракону.

Неизвестный шумер, придумавший специальные значки для обозначения звуков, древнегреческий поэт с забавным именем Архилох, изобретший шестистопный ямб, и вот теперь Профессор. Из его «Хоббита» (а впоследствии и «Властелина колец»), как русская проза из «Шинели» Гоголя, вырос целый жанр под названием «фэнтези». Толкин подошел к делу без шуток: он не только написал сказку для своих детей, но вместе с ними нарисовал карту тех мест, где разворачивается ее сюжет, а позже, для пущей убедительности, даже придумал несколько языков с лексическими составами и прочими морфологическими признаками. Дж.Р.Р.Т. создал целый мир, объединив элементы мифологии, сказки и литературы. Мир, в который хотело бы попасть уже не одно поколение читающих людей.

Неудивительно, что и эту историю, как и «Властелина колец», довелось режиссировать Питеру Джексону: с Бильбо Бэггинсом общего у него не только волосатые ноги. Хоббит, как мы все помним, не по своему желанию впутался в то рискованное предприятие, но волею судьбы и волшебника Гэндальфа. После банкротства Metro-Goldwyn-Mayer Гильермо дель Торо уступил свое кресло Питеру, и режиссер «Властелина колец» с радостью, хоть и вынужденно, приступил к работе. Я далек от мысли, что к финансовым проблемам MGM имеет отношение Гэндальф Серый, но случайности, как все мы знаем, далеко не случайны.

Режиссеру, работающему над картиной с таким богатым бэкграундом, следует быть готовым к граду критики, причем ругающие могут кардинально противоречить друг другу в своем негативе. Наверное, это связано с тем, что каждый из нас, в попытках попасть в тот самый мир Средиземья, представлял себе яркое и увлекательное путешествие по-своему. А тут Питер Джексон.

«Тролли у них не той системы», – возмутится один «сам себе режиссер».
«Да с троллями все в порядке, – возразит ему другой. – Но что это за эльфы манерные? Я представлял их себе иначе».
Но оба сойдутся в знаменитой формулировке Льва Толстого: «Не то».

А ведь Джексон снимал очень близко к авторскому тексту, а если где и приврал, то разве хорошие истории не заслуживают того, чтобы их чуть-чуть приукрасить? Так, кстати, сказал Гэндальф. Не толкиновский, а джексоновский.

Ну и не следует забывать о законах кино. Профессор, прекрасно понимая, что книга для детей, описывал сцены насилия очень лаконично и как-то вскользь, по касательной. Мол, бывает. На войне как на войне: «Началась паника, гоблины, оставшиеся в живых, опрометью помчались обратно». На убитых Толкин несмело намекает и дает шанс спастись мерзким тварям. Выжившие после перевода Наталии Рахмановой гоблины убегали, сверкая бородавчатыми пятками.

Даже со злобным Некромантом, чья история в первоисточнике обрисована только со скупых рассказов Гэндальфа, волшебники справляются заочно. Ушел куда-то Митрандир с посохом наперевес, и вернулся позже, пряча зареванные старческие глаза.

Нет, Питер Джексон не может себе позволить эдакую туманность. Если уж у Чехова – невеликого, я вам скажу, баталиста – безвольно висящее в первом акте ружье обязательно шмальнет дуплетом в последнем, то уж у голливудского-то режиссера выкованные лучшими эльфийскими кузнецами мечи Оркрист и Гламдринг должны сполна оправдать свои славные имена. Добрый и слегка неуклюжий в книжке, Гэндальф по Джексону молотит врагов волшебным словом и еще более волшебным пенделем. Он появляется ровно тогда, когда кажется, что спасения ждать неоткуда, и этим напоминает смесь Брюса Уиллиса и Санта-Клауса. Кажется, Гэндальф даже владеет чем-то вроде айкидо, но не надо этому сильно удивляться – волшебник все-таки, а это вам не мантию в трусы заправлять. Голливудское добро всегда было и в обозримом будущем останется с кулаками, а если надо, то и с маваши гери, будь ты простой отставной полицейский в небоскребе, под завязку набитом плохими ребятами, или простой чародей. И это правильно.

В общем, могу сказать одно – фильм удался. Я рекомендую его своим друзьям, так же, как буду рекомендовать книгу своим детям, когда они у меня появятся. Ну, и рисовать с ними карты Средиземья, конечно.

…«Не в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит – благоустроенная».
Tags: LJтворчество, Прокино, Рекомендовано к просмотру, Статьи
Subscribe

  • ИНОПЛАНЕТЯНИН ФРЭНК

    Наутро все обновилось, как будто кто-то огромный устлал землю белым ковром в предвкушении предстоящего пикника на обочине мира. Высокие кипарисы,…

  • Крабы

    Тот, кто решил вымостить площадь перед моим домом мрамором, явно ничего не слышал о снеге. Не учел он и того, что даже в самое жуткое ненастье…

  • Большие перемены

    В декабре две тысячи четырнадцатого года Зейнал Зейналов изобрел машину времени. Теперь, когда почитательницы творчества Эльчина Сафарли покинули…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments